Titlename Logoimg

Памяти гениального музыканта
пианиста и друга Сергея Дьячкова посвящается



Владимир Бакк





Владимир Бакк, друг Сережи, выдающийся пианист-виртуоз, первый советский пианист, который стал победителем конкурса в Монтевидео в 1972 году. Вы практически не найдете о нем никакой информации, потому что он был вычеркнут из истории советского, российского искусства. Система уничтожила его, как и Сережу.

Если Вы не видете плеер, просим пользоваться Google или Mozila браузерами.



Я расскажу немного о Володе со слов Сережи, т. к. расспрашивать и лезть в чужую дущу я не люблю. Я и Сережу никогда не допытывала о его жизни, и все, что он мне рассказывал, было его собственным желанием. Расскажу здесь и о моем знакомстве с ним, а о других встречах с ним напишу в других повествованиях о Сереже. Я поместила здесь еще и то немногое, которое нашла в интернете.

Владимир Зиновьевич Бакк родился 13 июня 1944 года в Москве. Мать была русской, отец - евреем. Отец был пианистом-аккомпаниатором и поэтому уже с раннего детства определил для своего сына жизненный путь. Сережа мне говорил, где работал отец Володи, но я, к сожалению, не помню. Володя почти на год был старше Сережи, поэтому в Мерзляковском музыкальном училище при московской консерватории им. П.И. Чайковского начал учиться раньше. А, если учесть то, что Сережа поступил туда по определенным причинам, о которых я расскажу в повествовании о нем, гораздо позже, то, когда Сережа начал учиться в Мерзляковке, Володя был уже старшекурсником.
- Вовчик - красавчик! Он как сядет, да грохнет, потом вообще к роялю хоть не подходи... Помню, когда Володя исполнил на концерте Рапсодию Листа, зал просто ревел. С нами учился один румын, Раду Лупу. Теперь он мировая звезда. А почему так несправедливо? Он же просто котенок рядом с Володей! Женился на англичанке и сделал на этом себе карьеру?.. А ведь он в училище то за Володей, то за мной бегал. Все просил показать как играть то то, то это. Замучил. Мне в конце концов это надоело, да и Володе, думаю, тоже. Он - мировая звезда, а Володю просто уничтожили. Где же справедливость?
- Конечно, дело молодое, любили побалагурить и выпить тоже. Но Володя был больше в артистических кругах. Очень дружил с Ромашиным. Ромашин, конечно, глыба! Я в этих кругах не был.
Володя закончил училище в 1963 году. Я нашла ссылку выпускников училища. Просто поражаюсь вновь и вновь тому, как выглядит страничка, посвященная гениальнейшему пианисту amkmgk.ru - просто имя и годы учебы. А кто был педагог? Дата рождения тоже не уточнена. А вот оказывается, что Владимир Бакк не является выдающимся выпускником! Сережа тоже не является выдающимся выпускником! Страничку Сережину они хоть как-то оформили после моих нескольких писем, но в выдающиеся выпускники Сережу не записали. Интересно, по каким критериям это происходит? Или надо заплатить за это? Два гиганта, Владимир Бакк и Сергей Дьячков, не заслуживают быть выдающимися выпускниками. А вот, зато, Дмитрий Маликов заслужил. А что он, собственно говоря, сделал? Сергей Дьячков создал шедевры малой музыкальной формы, называемой песней, и создал практически новую музыкальную эпоху в СССР! Владимир Бакк принес мировую славу советскому пианизму молодого поколения, о котором я расскажу чуть ниже! А что сделал Маликов-младший, ковыряясь кое как по клавиатуре и "сочиняя" никому ненужный мусор? Меня снова и снова потрясает, как сохраняется память о выдающихся людях - они просто вычеркиваются. Я задам снова Сережин вопрос - а где же справедливость?
- После окончания училища Володю не приняли в консерваторию. Как такое вообще могло случиться, что Володю не приняли в консерваторию?! Если не принимать Володю, то кого тогда вообще принимать?! Набрали блатных, а Володю загребли в армию отмораживать пальцы! Он, конечно, молодец! После армии поступил все таки в консерваторию. Тяжело ему было, ведь, столько времени потерял. Он учился у профессора Якова Зака.
- Он же в 1972 году стал первым советским пианистом, победившим на международном конкурсе пианистов в Монтевидео.
Вот ссылка о лауреатах конкурсов студентов московской консерватории mosconsv.ru. Володя стал победителем международного конкурса по окончании консерватории. Удивительно короткая у них у всех память. Я абсолютно ничего не нашла о Владимире Бакке. Как будто и не существовал такой. Получается, что никто из пианистов, кто закончил эту консерваторию не был победителем на международных конкурсах до 1995 года... Просто поразительно!
- Знаешь, ведь от него требовали сменить фамилию отца на фамилию матери. Он отказался. Сказал: "Мне, что, Кондукторовым быть? Как я с такой фамилией на сцену выходить буду?"
Вот, что я нашла в интернете:
http://intoclassics.net/news/2011-06-13-999



Володя начал гастролировать по стране и зарубежом, но это продолжалось недолго... Володя же очень прямой человек, и говорит всегда в лоб все, что думает. Женился он на дочери какого-то секретаря обкома партии или что-то вроде этого, какая-то шишка. Володя со своими взглядами на жизнь не пришелся ко двору, да, и Володю раздражало лицемерие. Лицемерие он не выносил нигде, так что, говорил правду-матку везде. Не построились у него отношения с женой и он развелся, а тесть начал мстить. А что можно поделать, когда в системе работает только блат и лицемерие? Володя стал невыездным. Но не только, он перестал получать большие сцены даже по стране...
Я нашла в интернете воспоминания Володи об очередной его гастрольной поездке по стране, на какие государство удосужилось его посылать:

Цитирую из книги Павла Гаука "Москва - Вена - Москва, или Хроника маменькиного сынка".
"Однажды, - начал он (пианист Владимир Бакк) повествование, - приезжаю в Уральск. Осень, слякоть, холод собачий. Гостиница - деревянный барак, удобства во дворе, словом, сущий хлев. Все номера заняты. Подселяют меня к какому-то циркачу звероподобного вида, владельцу обезьянки по имени Кузя. Кузя, привязанный длинной верёвочкой к оконной ручке, мечется по подоконнику и верещит. Циркач так обрадовался моему обществу, что решил устроить парадный ужин. "Ой, Володя, я сейчас сбегаю на рынок, и ой такое угощение вам приготовлю, какого вы ещё в жизни не видывали!" Через некоторое время возвращается с огромной и грязной свиной головой. "Ой, дорогой мой, сейчас я вам устрою настоящий праздник!" В комнате он держал керосинку, поэтому тут и без свиной головы запах стоял соответствующий. Этого аромата ему показалось мало, поэтому он начал опаливать щетину на открытом огне. Затем, водрузив огромную кастрюлю на керосинку, приступил к варенью головы. Варил он её в течение нескольких часов, отчего в номере скопилось столько вонючего пара, что стало невмоготу. А неутомимый кулинар суетился вокруг своей стряпни, подсыпал какие-то специи, отчего запах становился ещё невыносимее, и приговаривал: "Уже скоро, ой, Володя, потерпите!" Призывать меня к терпению было с его стороны излишним. Я и так собрал все силы и терпел. Идти было некуда. На улице - проливной дождь и темень, а концерт - завтра. "Готово!" - объявил мой мучитель. О вкусе свиной головы можно поспорить. Слава богу, имелась бутылка водки, иначе я не смог бы дать себя убедить вкусить изысканного лакомства. Циркач не переставал болтать о своих кулинарных достижениях и творческих успехах на аренах Актюбинска, Барнаула и Кустаная. Между тем наступила ночь. Пора и спать ложиться. Кровать моя стояла изголовьем в сторону окна, где по подоконнику туда-сюда бегала неугомонная обезьянка. С опаской спрашиваю у хозяина, не кусается ли любезный Кузя? "Ой, что вы, это такое нежное животное, Кузя к вам уже привязался!" Пытаюсь заснуть. В другом углу, возле керосинки громовым рыком храпит циркач. Кузя продолжает прыгать неподалёку от моей головы и повякивать. Решаюсь призвать его к порядку: "Кузя, успокойся, спи!" Кузя останавливается, пристально на меня смотрит и вдруг начинает писать на мою подушку! "Прекрати, мерзавец!" - рявкнул я в негодовании. В ответ Кузя поворачивается задом и продолжает дело, но уже в другом качестве и масштабе...
На другой день - концерт. Незадолго до того, как отправиться в местный Дом культуры, чувствую настоятельное стремление посетить туалет, вчерашнее пиршество не прошло для желудка безнаказанно. Я уж надел фрак, в таком виде и побежал на двор, где одиноко торчал покосившийся деревянный герой ассенизационного труда. К тому времени поднялся сильный ветер. Смотрю, задвижка на дверце туалета сломана. Пытаюсь устроиться, фрачные фалды мешают, а ветер раз за разом с треском распахивает дверь настежь. Стараюсь удержать её одной рукой, но тогда фалды норовят попасть в дыру.... Вижу, мимо проходит какая-то женщина с бельевой корзинкой. "Мадам! - кричу. - Умоляю, придержите дверь!" Она оборачивается на вопль и изумлённо взирает на то, как из глубины сортира к ней взывает о помощи страдающая фигура во фраке...
На концерт попадаю, едва не опоздав. Инструмент пробовать некогда: в зале народ, человек пятнадцать. Выхожу на сцену и вижу поцарапанное старое пианино. Какой там рояль! О господи! Усаживаюсь на шатком стуле. Некоторые клавиши потеряли своё покрытие. Пробую пальцем несколько нот. Пианино не настраивалось, наверное, никогда. Ощущать под пальцами шероховатый высохший клей противно. Шарю ногами по полу, пытаясь попробовать педали. Их нет!.. Ну что же, вы хотели Шопена, так вот, получайте!.." http://natabelu.livejournal.com/140045.html


Так страна при помощи какого-то "начальничка", лишила себя гения, похоронив его заживо!
Личная жизнь у Володи тоже не сложилась. Он женился еще несколько раз... последняя жена у него была американка.


Я познакомилась с ним где-то в 90-91 году, точно не помню, когда он приехал в Израиль. В то утро зазвонил телефон, я ответила. Мужской голос попросил к телефону Сережу. Для меня до сих пор остается загадкой, как он нашел наш номер телефона. Сережа, ни о чем не подозревая, взял трубку... И в момент он просиял, у Сережи даже появились слезы на глазах.
- Лен, это Вовчик! Бакк! Я тебе о нем много рассказывал! Помнишь!... Да, Вов, ты где? Ты что...в Израиль на совсем?...Как я рад тебя слышать...Где вы остановились? У кого?... В Бат-Яме?... Мы сейчас же приедем!
Володя приехал со своей третьей женой Таней. Она была очень милой женщиной.

В Израиле в то время начали устраивать комиссии по профпригодности, т. к. стало приезжать очень много народа из СССР. Вот и Володе пришлось эту комиссию проходить. Комиссия проводилась в Музыкальной Академии в Тель-Авивском университете. У нас тогда уже была машина и Сережа повез Володю на комиссию. Меня Сережа тоже забрал вместе с Катей, которой тогда было полтора года.
- Лен, ты обязана поехать!
Эту пару, Володя и Сережа, надо было видеть вместе, чтобы понять. Они обладали потрясающим чувством юмора. Вокруг них все озарялось. Когда мы зашли в помещение, в коридоре уже находилось огромное количество людей, ожидающих прослушивания. Я была в шоке от увиденного. Володя скромно присел на стул. Они продолжали шутить. Среди ожидающих Сережа кого-то заметил и дернул меня за рукав:
- О, Ленка, смотри, вон тот скрипач. Он меня терпеть не мог еще с училища...
Затем из комнаты, в которой происходило прослушивание, вышел Александр Тамир, израильская пианистическая звезда. Сережа пошел за ним:
- Он меня знает. Я сейчас подойду к нему. Это Володе столько сидеть?!
Сережа подошел к нему, что-то сказал на ушко. Тамир вернулся в комнату и следующего вызвали Володю. Володя вошел, а ожидающие начали возмущаться. Сережа засмеялся:
- Ну, Вовчик, красавчик, им всем по мозгам даст! Как пить дать Мошковского долбанет!
И долбанул!.. Все сразу затихло!
Володя вышел с иронической улыбкой:
- Звезду дали...
Они оба рассмеялись и мы поехали к нам домой.
Потом пошли слухи, что Бакк притащил с собой младенца, что бы в очереди не стоять!

Володя уехал из Израиля где-то в 1993 году. Нет, и здесь не сложилось у Володи, как и у Сережи. Они оба были слишком велики! Дороги для них были закрыты, потому что никому не хотелось терять свой хлеб насущный, уступая дорогу этим двум глыбам. Но о Сереже отдельный рассказ, здесь я повествую о Володе. Сережа страшно переживал за Володю. Они сняли квартиру в одном из бедных, в то время, районов Иерусалима, Неве-Яаков, на полученные деньги для новых репатриантов. Приехали они в Израиль без инструмента. Купили в Иерусалиме с рук советское пианино. Из-за соседей Володе пришлось полностью закутать инструмент в ковер. Квартиры в Израиле вообще центрального отопления не имеют, но в Иерусалиме и на севере такое отопление существует, но только пару часов вечером, насколько я помню. Квартира была очень холодной. Во-первых, потому что никаких дополнительных обогревающих устройств не было, а во-вторых, потому что квартира была практически совсем пустая. Они приехали без багажа, а денег на обставовку не было. Конечно, Володя жаждал выступать. В форме он был просто великолепной. Мы часто приезжали к Володе, потому что работали в Иерусалиме. Сережа все время сетовал:
- Ну, как такое может быть, что Володя сидит в такой холодной квартире?
Да, после получения "звезды" на прослушивании у Володи появились завистники. Поэтому на израильской сцене судьба Володи не сложилась. Он выступал в небольших залах. Эти концерты устраивались через центр абсорбции, но деньги за концерты поступали с огромными опозданиями. Была опубликована очень нелестная статья одного из критиков. Володя страшно переживал. Сережа тоже никак не мог понять за что. Хотя, было всем хорошо известна причина - уничтожить появившегося вдруг соперника. Ведь, в Израиле никогда не было и вряд ли будет пианист такого класса, даже Баренбойму до Владимира Бакка слишком далеко. Я как-то обратилась в израильский филармонический оркестр, в надежде, что они пригласят его выступить, но ответа никакого не последовало. Владимир Бакк оказался просто напросто изолирован, т. к. концерты от центра абсорбции прекратились. Они поставили свою галочку. Единственными ценителями творчества Владимира Бакка оказались мармоны. В Иерусалиме есть их центр. Мы с Сережей там были на двух концертах Володи. Огромнейший и наикрасивейший центр, великолепный и огромный концертный зал. Зал был полон и концерты проходили с огромным успехом. Так Володя понял, что в Израиле делать нечего, когда ему через мармонов предложили гастроли.
Володя уехал, а Таня осталась. Так они разошлись. Больше о Володе мы ничего не слышали до нашего возвращения в Россию.
В 2000-х годах от Теодора Ефимого, общего их друга, Сережа узнал, что Володя женился на американке и никогда больше в Израиль не возвращался. Сережа очень хотел связаться с Володей, но почему-то Тодик Володины координаты не дал, говоря, что можно найти его в скайпе или интернете. А о каком скайпе или интернете можно было говорить, когда у нас и компьютера тогда не было. Так Сережа все мечтал найти Володю...
Но и там судьба сыграла с ним злую шутку. Только лишь теперь американцы, услышав игру Владимира Бакка на ютьюбе, поражаются и задаются Сережиным вопросом: "Как такое может быть, что величайший пианист 20 века оказался в полной безвестности в мире и забвении на Родине?" Только после ухода Володи из этой жизни люди начали понимать чего они были лишены!
После ухода Сережи из этого мира, я продолжала искать Володю. Мне очень хотелось с ним поговорить, очень многое хотелось узнать... Лишь пару лет назад, я случайно наткнулась в ютьюбе на Володины записи и узнала, что в декабре 2007 года Володи не стало. Потом я нашла в Моем Мире одну заметку о нем:
Владимир Бакк родился в июне 1944 года в Москве, умер в декабре 2007 года в Вест-Палм Бич (США); умер в полном забвении в России и мало кому известным на Западе. Тем не менее такие музыканты, как Горовиц, Аргерих, Фельцман и другие, отдавали должное его огромному таланту. Его дискографическое наследие - 4 диска, но и по этим крохам можно составить представление об этом феномене...
Я связалась с той женщиной, которая сделала эту заметку, в надежде, что у нее возможно есть больше информации о Володе. Но она ответила, что, к своему стыду, узнала об этом гениальном пианисте лишь от своих американских друзей, которые тоже случайно наткнулись на его записи в ютьюбе.



Елена, жена Сергея Дьячкова.